ЗАО «Безопасные дороги Костромской области» выполняет проектирование, создание и эксплуатацию Системы комплексной безопасности дорожного движения – автоматизированного скоростного, весового и габаритного контроля транспортных средств на территории Костромской области в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион». Представляет собой совокупность движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов, технологически связанного между собой создаваемого и используемого в целях осуществления контроля за дорожным движением на территории Костромской области, фиксации нарушений Правил дорожного движения с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, сбора штрафов и взыскания вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования.
Понимание важности задач, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и сохранностью автомобильных дорог сегодня существует практически у каждого руководителя, будь то федерального или регионального уровней. Опыт общения с ведущими европейскими разработчиками интеллектуальных транспортных систем дает возможность оценить масштаб ущерба и проблем, связанных с превышением скоростного режима и допустимого предела загрузки транспортных средств (далее – ТС). По прогнозу, к 2020 году в странах ЕС количество легковых автомобилей возрастет на 25-30%, грузовых автомобилей на 55-75%. Анализ показателей аварийности на российских дорогах показывает, что наибольшая тяжесть последствий при возникновении дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) связана с превышением водителями скоростного режима и неудовлетворительным состоянием дорог. Их доля к общему числу ДТП, произошедших в 2012 году, составила 49,5% или 28,5% и 21% соответственно, при этом погибло 17492 (10542 и 6950) и ранено 131990 (77522 и 54468) человек. Исследования крупнейших российских автомобильных и дорожных институтов показывают, что превышение допустимого веса ТС увеличивает их тормозной путь в 10 раз и более. Перегруз ТС хотя бы на 10% приводит к увеличению повреждения дорог на 30-50%. Ущерб, причиненный дороге от проезда одного перегруженного грузового автомобиля, сопоставим с проездом по ней более 10000 легковых автомобилей.
В последние годы в Российской Федерации приняты беспрецедентные меры по созданию законодательной основы, регламентирующей деятельность ГИБДД и дорожного хозяйства. Крупным шагом вперед стало закрепление административных норм фото и видео-фиксации нарушений Правил дорожного движения (далее – ПДД) и принципа нормативного финансирования ремонта и текущего содержания автомобильных дорог. Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 68-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и ряд других законодательных актов, предусматривающих создание целой системы дорожных фондов – от Федерального дорожного фонда до дорожных фондов субъектов Российской Федерации и муниципальных дорожных фондов. С целью их формирования законодательством Российской Федерации установлена возможность привлечения значительного количества неналоговых источников финансирования. В частности, для формирования региональных дорожных фондов определено более 30 различных неналоговых источников, к которым отнесены:
- плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения ТС, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
- штрафы за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения;
- штрафы за несоблюдение требований законодательства РФ о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования регионального значения ТС с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн.
В соответствии с пунктом 6.1 ст. 46 Бюджетного Кодекса РФ, суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации, устанавливающего правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, зачисляются соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов.
Ответственность за нарушения правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования определена статьей 12.21.1 КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ и применима как к водителям, так и должностным лицам предприятий, и юридическим лицам – владельцам автотранспортных средств.
Таким образом:
- задачи обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог в большей степени должны решаться за счет инициатив муниципальных и региональных органов власти;
- сочетание законодательных и исполнительных инициатив муниципальных и региональных органов власти с финансовыми возможностями государственно-частного партнерства предоставляют реальную возможность для осуществления высокотехнологичных проектов регионального масштаба;
- за счет введения усовершенствованных методов контроля и повышения ответственности автоперевозчиков в соблюдении ПДД представляется возможным добиться существенного снижения количества ДТП и ограничения перегруженных ТС на дорогах, обеспечить нормативную эксплуатацию автомобилей и дорог.
Задачи проекта
Разработка и создание региональной системы на основе оптимальных, обоснованных, экономически целесообразных и эффективных функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений. СКБДД должна обеспечивать измерение характеристик движущихся автотранспортных средств (далее – ТС) без ограничения скорости их движения и стеснения транспортного потока и производить:
- высокоточное измерение скорости движения ТС;
- измерение веса (полной массы и осевой нагрузки) и габаритов (длины, ширины и высоты) с целью определения потенциально перегруженных ТС и выделения их из общего транспортного потока для проведения контрольного взвешивания и измерений;
- классификацию ТС по типам и категориям;
- идентификацию ТС;
- передачу полученных измерений в центр обработки и анализа информации (далее – Центр) по закрытым каналам связи и дальнейшее тиражирование сведений для заинтересованных ведомств;
- Организация технологического и информационного взаимодействия служб ГИБДД и Автодора, обеспечивающих мероприятия по безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог;
- Технологическое и научное сопровождение проекта на всех стадиях жизненного цикла СКБДД (проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, модернизация и т.д.).
Цели проекта
- Повысить уровень безопасности дорожного движения и создать условия для нормативной эксплуатации ТС и автомобильных дорог региона за счет принуждения водителей и перевозчиков к соблюдению ПДД и Правил перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом;
- Обеспечить пополнение регионального бюджета за счет средств, взимаемых в виде штрафов за нарушения ПДД и платы за причинение вреда дорогам.
Основные участники проекта
- Региональные органы законодательной и исполнительной власти:
- Администрация Костромской области, губернатор Костромской области – Ситников Сергей Константинович, приемная: (4942)31-34-72, факс: (4942)31-33-95, адрес: 156006, г. Кострома, ул. Дзержинского, 15;
- Торгово-промышленная палата Костромской области, президент – Орлов Валентин Владимирович, Приемная: (4942) 62-99-62, 62-99-63, 62-99-64, 62-99-65, 62-99-61, адрес: 156000, г. Кострома, ул. Комсомольская, д.24;
- Департамент экономического развития Костромской области, директор – Михалевская Наталья Олеговна, приемная: (4942)620-519, тел./факс: (4942)620-536, адрес: 156013, г. Кострома, ул. Калиновская, д. 38;
- Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, руководитель – Скутин Сергей Леонидович, приемная: тел./факс: (4942)49-24-19, (4942)49-24-17, адрес: 156012, г. Кострома, ул. Костромская, д. 61;
- Управление ГИБДД УМВД России по Костромской области, начальник - полковник полиции Чернышев Сергей Валентинович, приемная: (4942)31-44-71, (4942)397-259, факс (4942)31-19-36, адрес: 156961, г. Кострома, ул. Симановского, 17);
- Областное государственное казенное учреждение «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор», начальник – Шведов Александр Анатольевич, приемная: (4942)55-37-02, адрес: 156012, г. Кострома, ул. Костромская, 61.
Общественные советы и компании-инвесторы:
- Экспертный совет Торгово-промышленной палаты РФ по технологической оценке инвестиционных проектов, научный руководитель, профессор – Речицкий Владимир Ильич, телефон: (495) 642-0217, (495) 620-0584, адрес: 109012, г. Москва, Ильинка, д.6;
- Группа компаний «VessoLink», председатель Совета директоров, заместитель председателя федерального межотраслевого совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» – Бадера Олег Алексеевич, тел./факс: (495) 215-01-47, адрес: 127254, Москва, ул. Добролюбова, дом 3, стр. 1
Применяемые технологии и проектные решения
Варианты построения СКБДД и применяемые в них технологические решения (далее – ТХ) отражают инновационный подход к решению задач по обеспечению безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог. Главным достоинством СКБДД является унификация различных измерительных и информационных технологий, позволяющих определять множество параметров автомобилей, обрабатывать полученную информацию, систематизировать ее и передавать в распоряжение соответствующих служб. Отличительной особенностью СКБДД стала возможность использования постов весового и габаритного контроля. Технически эта идея реализуется следующим образом: на стадии проектирования и строительства новых магистралей, реконструкции и модернизации существующих дорог необходимо предусмотреть скрытую установку в дорожном полотне элементов системы – датчиков и сенсоров (весовых, индуктивных, температурных, лазерных и т.д.), сигналы от которых могут быть выведены через универсальный разъем для дальнейшей обработки информации.
К прочим достоинствам СКБДД также следует отнести:
- собранные сведения могут использоваться в качестве доказательной базы при рассмотрении нарушений, связанных с причинением вреда дорогам перегруженными ТС, или превышением установленной скорости всеми категориями ТС;
- возможность набора статистических сведений для нужд и потребностей заинтересованных ведомств (интенсивность движения, грузонапряженность, классификация ТС и т.п.);
- возможность одновременной работы в четырёх полосах движения;
- использование запоминающего устройства большой емкости для сохранения проведенных измерений;
- различные варианты конфигурации системы и избирательные возможности размещения датчиков и сенсоров;
- способность вычисления действительных измерений, определяющих действия водителей при проезде системы (разгон или замедление в месте укладки весовых датчиков, изменение полосы движения, объезд мимо весовых датчиков и т.д.);
- возможность взвешивание одиночных колес ТС для определения неравномерно нагруженных ТС;
- использование технологии температурной компенсации и линеаризации в показаниях весовых сенсоров;
- широкий диапазон эксплуатационных температур от -40 до +70 градусов по Цельсию;
- измерение в пределах скоростей от 3 до 255 км/ч;
- возможность конфигурации для оборудования системы видеокамерами, электронными считывателями номерных знаков ТС, знаками переменной транспортной маркировки и т.д.;
- использование системы в режиме реального времени (GPS);
- документирование сведений о перегруженных ТС за счет использования обзорных видеокамер;
- суммирование количества ТС и их группировка (по 40 категориям, EUR13, EUR26, TT295, SWISS7, LPSIG09);